Специфические проблемы плечевого сустава у танцоров

Сегодня мы раскроем тему: "специфические проблемы плечевого сустава у танцоров" и постараемся ответить на все сопутствующие вопросы.

Самые распространенные травмы у танцоров

Занятие любой физической активностью сопряжено с риском травмы, а танец не является исключением. Новые танцоры должны вырабатывать свою силу и гибкость медленно и безопасно. Один из главных способов предотвратить травмы во время танца — это время, чтобы правильно разогреть основные мышцы тела. Однако, несмотря на все старания, травмы все же случаются.

Виды травм у танцоров

Приведем список самых распространенных травм у танцоров, их причины и советы по лечению и профилактике.

Мышечная судорога

Мышечная судорога — это непроизвольное сжатие мышцы, которая не расслабляется сама по себе. Мышечные судороги часто довольно болезненны, и, как правило, ощущаются в задней части ноги и в передней части бедра. Мышечные судороги часто продолжаются всего несколько секунд, но иногда могут длиться от нескольких минут до часа. Иногда судорога может повторяться несколько раз, пока мышца, наконец, не расслабляется. Мышечные судороги вызваны усталостью или дисбалансом жидкости, соли или калия из-за сильного потоотделения.

Лечение: лечение мышечной судороги обычно включает растяжение пораженной области. Мягкое массирование мышц поможет расслабиться. Также может помочь нанесение на место, где возникла судорога, специальной нагревательной повязки. При тяжелых мышечных судорогах врач может рекомендовать лекарства для расслабления мышц.
Профилактика: чтобы предотвратить мышечные судороги, обязательно нужно делать растяжку до и после танцев. Растяжка перед танцами, а также соответствующая разминка могут предотвратить мышечные спазмы, вызванные физической активностью. Важное значение имеет хорошая гидратация до, во время и после танца. Судороги мышц, которые возникают ночью во время отдыха, могут быть предотвращены с помощью адекватной программы растяжки.

Мышечное напряжение

Мышечное напряжение включает в себя повреждение мышцы или окружающих ее сухожилий, вызванное перенапряжением мышцы. Иногда мышечное напряжение называется «потянул мышцу». Травма обычно вызывает боль, слабость и, возможно, опухоль. Мышечное напряжение обычно вызывается внезапным сокращением мышц и низкой гибкостью. Наиболее чаще всего «тянут» мышцы на нижней части спины, шее, плечах и подколенных сухожилиях. Танцоры особенно склонны к мышечному напряжению в нижней части спины.
Лечение: незначительные деформации мышц можно лечить с помощью метода RICE: отдых, лед, сжатие и расслабление. Лечение может также включать принятие противовоспалительных препаратов и болеутоляющих средств для уменьшения боли и отека. Иногда необходима физическая терапия, чтобы помочь укрепить мышцы. В тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство для устранения повреждений.

Профилактика: танцорам следует принимать дополнительные меры предосторожности, чтобы предотвратить мышечные напряжения. Очень важно постоянно растягиваться и разогреваться перед каждой танцевальной сессией. Кроме того, не стоит забывать о растяжке после танца или тренировки.

Расколотая голень

Расколотая голень или передний большеберцовый синдром — название, которое было дано состоянию, связанному с болевыми ощущениями, возникающими вдоль большеберцовой кости – крупной кости в передней части голени. Синдром расколотой голени часто встречается у танцоров из-за прыжков на твердых поверхностях, неправильной осанки и плохой гибкости. Все танцоры должны быть особенно осторожными и стараться правильно приземляться после каждого прыжка, чтобы избежать подобной травмы.

Лечение: лечение расколотой голени включает в себя сначала уменьшение боли и воспаления, а затем восстановление мышц до их первоначального состояния. Часто требуется полный отдых от активности, поскольку при подобной травме бывает даже затруднительно ходить. Для первоначального лечения нужно наносить на поврежденное место лед на несколько минут каждый час, постепенно уменьшая частоту до 3 или 4 раза в день. Противовоспалительные препараты также можно использовать для уменьшения воспаления.

Профилактика: если танцор склонен к развитию расколотой голени, ему обязательно нужно заниматься растяжкой мышц и ахиллова сухожилия регулярно до и после танцевальных сессий. Кроме того, никогда не нужно танцевать на бетонных или других твердых поверхностях.

Подошвенный фасцит

Подошвенный фасцит — это напряжение или раздражение связки, которая соединяет пяту с пальцами ног. Данное состояние вызывает хроническую боль и воспаление в ноге, особенно на пятке. Боль также может ощущаться в своде стопы. Подошвенный фасцит особенно распространен среди балерин, которые танцуют в пуантах.

Лечение: чтобы уменьшить боль и припухлость, можно попробовать наносить лед на пятку. Противовоспалительные препараты могут помочь при воспалении и отеке. Растяжение мышц ног и ступней несколько раз в день также может помочь с болью.

Профилактика: чтобы предотвратить подошвенный фасцит, стоит убедиться, что танцевальная обувь правильно подогнана по ноге и заменить ее по мере необходимости. Обязательно нужно сгибать колени в достаточной степени при приземлении после прыжков (не приземляться на пятки или всю ступню). Кроме того, нужно избегать неправильного отталкивания от пола при прыжке.

Стрессовый перелом

Стрессовый или усталостный перелом обычно вызывается чрезмерной повторяющейся нагрузкой или повторной травмой одной и той же кости. Он возникает, когда мышцы перегружаются и больше не могут поглощать усилие от повторного воздействия. Эти травмы вызывают боль и отек и обычно возникают в голени или стопе. У танцоров они обычно вызваны повторными прыжками и приземлениями.

Лечение: лучший способ лечения стрессового перелома — отдохнуть от танцев и ни в коем случае не продолжать танцевать, испытывая боль (поскольку перелом может стать больше и перерасти в хроническую травму).

Предотвращение: чтобы предотвратить стрессовый или усталостный перелом, нужно всегда ставить для себя реалистичные цели танца с достижимыми временными рамками. Нельзя форсировать события и пытаться «с нуля» выполнить сложные связки шагов. Телу нужно много времени, чтобы развить необходимые мышцы, способные справиться с трудными шагами. Также важно поддерживать здоровое питание и включать в рацион продукты, богатые кальцием и витамином D. Танцоры также не должны носить старые или изношенные балетные туфли или пуанты.

Источник: http://var-veka.ru/blog/samye-rasprostranennye-travmy-u-tancorov.html

Как сохранить здоровье танцоров, при бешеном графике тренировок

Андрей Владимирович Чернов

Поделитесь с друзьями

Как сохранить здоровье танцоров, при бешеном графике тренировок, постоянных конкурсах, переездах из города в город или из страны в страну – над этим задумываются сами спортсмены, их родители и тренеры постоянно. Боли в мышцах, суставах, «тяжесть» в ногах, «прострелы» в спине и шее очень часто сопровождают танцоров в процессе их спортивной деятельности.

Андрей Владимирович Чернов – врач — мануальный терапевт, бывший хирург, ныне специалист по массажу для спортсменов, с 10-летним стажем в данной области, с уверенностью заявляет, что одно из самых продуктивных средств реабилитации (восстановления) спортивного организма – МАССАЖ!

Читайте так же:  Бандаж поддерживающий эластичный на плечевой сустав

Что такое массаж, знает, наверное, каждый. И почти каждый испытывал эту процедуру на себе. Массаж, вероятно, один из самых древних приемов медицины человечества, потому что для этой процедуры не нужны специальные аппараты или химические средства, лишь профессиональные знания и умелые руки. Спектр применения массажа можно перечислять долго, он применяется для лечения десятков заболеваний и для профилактики многих из них, или даже просто для удовольствия и релаксации организма и души. С этим связано и многообразие вариантов и способов данной процедуры, от классического лечебного до точечного. Каждый из этих видов массажа создан для решения определенных проблем, и подбирается специалистом соответственно для конкретного человека.

В целом можно с уверенностью сказать, что, за исключением некоторых противопоказаний по ряду болезней, массаж нужно и можно делать каждому, особенно если говорить о здоровых людях. Даже образ жизни горожанина в мегаполиса – малоподвижный, стрессовый, с плохой экологией — уже является показанием к назначению этой процедуры. Детки в школах быстро приобретают нарушения осанки по причине неправильного положения при сидении за партами, да и дома тоже происходит то же, еще и благодаря компьютеру. И подобных примеров много.

Но если говорить о необходимости массажа для людей, то есть категории человечества, которая нуждается в нем постоянно и должна включить его в виде постоянного занятия для себя. Это, конечно, спортсмены. Тут имеют значение постоянные профессиональные тренировки, и об этом надо поговорить особо.

При активной физической нагрузке, часто высокой степени, что характерно для спортсменов, происходит ряд изменений, особенно в опорно-двигательной системе, куда входят все мышцы, связки, сухожилия, суставы и кости человеческого организма. Одно из этих изменений знакомо каждому спортсмену – это накопление молочной кислоты в мышечной ткани в результате биохимических реакций, возникающих при ее тяжелой и длительной работе. Результатом накопления кислоты, обычно на следующий день, является непосредственная усталость мышц: боль, оцепенение, малоподвижность и т.п. И тут поможет массаж, который улучшит кровообращения в мышцах, быстрее разгонит молочную кислоту. Но это известный факт. Есть и менее известные и даже малозаметные поначалу изменения опорно-двигательной системы.

Длительные физические тренировки высокой интенсивности вызывают повышенное напряжение мышц, связок и сухожилий. В первую очередь реагируют мышцы, поскольку они значительно эластичнее связок. Это состояние называется «гипертонус». От нормального тонуса мышц гипертонус отличается тем, что человек не может произвольно расслабить мышцу, находящуюся в гипертонусе, она постоянно находится в некоторой степени напряжения. Связки и сухожилия тоже подвергаются этому процессу, но значительно медленнее мышц, этот процесс на них менее заметен, но и бороться с ним сложнее, чем на мышцах. Со временем (речь идет о нескольких месяцах) гипертонус начинает расти, увеличивается его степень, и начинаются внешние проявления. Это в первую очередь боль, разной интенсивности и локализации. Кроме боли появляются заметные уже самому спортсмену признаки. «Забитые» ( то есть в гипертонусе) мышцы и связки понемногу теряют эластичность, способность сокращаться и расслабляться в полной мере, силу и пластичность, начинают уставать быстрее. Все эти изменения, безусловно, сказываются негативно на процессе тренировок и на возможностях спортсменов.

Собственно для лечения и профилактики подобных болезней и нужен массаж. Гипертонус мышц и связок хорошо поддается массажу, целью которого становится расслабление перенапряженных участков мышц. Для предотвращения проблем с суставами применяются методики суставного массажа, восстанавливающего структуру хряща и его кровоснабжения. И даже просто усталость после долгой и плодотворной тренировки помогает преодолеть именно спортивный массаж.

Именно по описанным причинам массаж так нужен спортсменам, для восстановления возможностей организма, прицельного улучшения работы определенных частей тела, помощи при некоторых травмах вроде растяжений и просто для хорошего самочувствия.

Чернов А.В. отвечает на наиболее актуальные вопросы танцоров:

— После конкурса по европейской программе у меня «защемило» шею, не могу повернуть голову вправо, очень больно когда я опускаю подбородок вниз, «шейп» не получается, при прогибе острая боль в районе позвоночника!

— А.В.: Существует две основные причины, при которых проявляется подобная симптоматика. Это либо спазм одной или более мышц шеи и надплечий, либо сдвиг одного из шейных позвонков в сторону, буквально на 1-2 мм, с зажиманием нервов. При первой причине показан массаж, при второй, более серьезной, возникает необходимость в рентгеновском исследовании и последующей мануальной терапии.

— У моего сына партнерша ниже на 15 см, в последнее время возникла проблема в «стандарте» — поднимает плечи, «рамка» кривая, правый локоть опускается вниз. Можно ли массажем решить эти проблемы?

— А.В.: Обычно в таких случаях партнер начинает сутулиться, пытаясь встать на уровень партнерши, иногда – начинает «таскать» ее по паркету. Это значительно увеличивает нагрузку на мышцы плечевого пояса и верхнее трети спины. Возникает гипертонус. Массаж в таких случаях наиболее эффективен.

— Очень сильные боли в икроножных мышцах! Иногда ночью просыпаюсь от болезненных судорог в ногах, что делать?

— А.В.: Если существуют постоянные многочасовые, зачастую – ежедневные, тренировки, что характерно для танцоров, то икроножные мышцы – одни из самых страдающих групп мышц, они напрягаются более остальных, поскольку они расположены практически в самой нижней части организма и «носят» на себе почти всю массу тела. Тогда показан массаж, расслабляющий эти мышцы.

— Занимаюсь «растяжкой» с хореографом почти год. Он говорит, что у меня слишком зажатые связки и суставы. И он ничего не может сделать для того чтобы я сел на «шпагат». Пару месяцев назад надавил так, что что-то хрустнуло в паховой области и до сих пор болит.

— А.В.: Скорее всего, случилось локальное растяжение связок в указанной области. Растяжение – это, по сути, микроскопические поверхностные надрывы связок, сухожилий или мышц. Необходим массаж этой и сопредельной областей организма для скорейшего восстановления структуры связок, и, конечно, снижение нагрузки, если не смена метода, в хореографии.

— Танцую в Pro-Am, в детстве и юности занималась народными танцами. Мне за 30, на конкурсах пытаюсь выполнить все требования тренера, но очень болит спина после «стандарта», и мышцы ног после «латины» несколько дней. Массаж поможет устранить эти проблемы конкурсов?

— А.В.: К сожалению, с возрастом наши мышцы, связки и сухожилия теряют эластичность и другие свойства, при значительных физических нагрузках «устают» быстрее, чем в юности, и быстрее накапливают зоны гипертонуса. Массаж тут просто необходим, и следует подумать о регулярности этой процедуры для дальнейшего вашего здоровья.

— Занимаюсь танцами 12 лет, «S» класс La, ходил на массаж в местную поликлинику, но не было никакого эффекта. Спина как была зажата, так и осталась. Это особенность моего организма?

Читайте так же:  Температура и болят суставы

— А.В.: Вероятно, отсутствие эффекта обусловлено методикой конкретного массажиста. Дело в том, что специалисты в поликлинике не учитывают особенности опорно-двигательной системы людей, занимающихся спортивно-бальными танцами, да и просто редко имеют опыт работы со спортсменами. Я за годы работы, в основном с танцорами, не встречал случаев, когда зажатые мышцы не расслаблялись бы при условии корректно подобранного способа массажа.

— Мама нашего партнера, когда он занимается хореографией у вас в центре ходит к вам на корректирующий массаж. Очень хорошие результаты. Она похудела, мышцы и кожа заметно подтянулись. Возможна ли вероятность, независимо от того занимается мой ребенок или нет, попасть к вам на антицеллюлитный массаж для взрослых?

— А.В.: Конечно, возможно. Достаточно позвонить к нам в центр и записаться. Целлюлит – распространенная проблема половозрелых женщин, и она достаточно эффективно решается рядом методов, одним из основных среди которых является антицеллюлитный массаж. Как вариант, мы предлагаем и лимфодренажный массаж, также улучшающий качество кожи в проблемных зонах.

Различные массажные методы для специалиста с высшим медицинским образованием вполне понятны. Массажем можно скорректировать фигуру – убрать лишние локальные жировые отложения, освободить мышцы для «подкачки» или «закачки», то есть формирование красивой фигуры, убрать медицинские проблемы. Мужчины снимают усталость мышц спины и ног. Часто обращаются к легкой мануальной терапии, освобождению нагрузок позвоночника, плечевых, тазобедренных и коленных суставов.

Если вы задумались о здоровье своих детей или о себе «любимых», вы должны знать, что массажист должен иметь:

  1. высшее медицинское образование;
  2. опыт работы не менее 3-х лет;
  3. знание спортивной специфики (для танцоров);
  4. понимание особенностей спортивно-бальных тренировок и турниров;
  5. профессиональные навыки и умения.

Если вам необходима квалифицированная помощь, звоните:
+7 (499) 235-44-00; +7 (925) 514-61-74

.
Источник: http://dancesport.ru/news/art_688.html

Устраняем проблемы с плечевыми суставами

Наиболее подвижным суставом в теле человека является плечевой сустав. Он вращается почти во всех плоскостях на 360 градусов. Благодаря этому значительно повышаются функциональные возможности упражнений, в которые вовлечен этот сустав. Но такая подвижность и многофункциональность этого сустава является как преимуществом так и недостатком, так как это может повлечь за собой травмы мышц, связочного аппарата и сухожилий, которые связывают этот сустав.

Основная причина появления травм является выполнение упражнений в травмоопасном положении без соблюдения техники. Нагрузка распределяется неравномерно и отсутствие баланса приводит к перегрузке сустава. Больше подвержены травмам этого сустава люди, у которых наблюдается сутулость, недостаточная гибкость или выполнение упражнений происходит с резкими рывками.

Причины травм плечевого сустава

Основная причина получения травм все же является неправильная техника выполнения упражнений, к который могут приводить перечисленные выше, факторы. То есть изучение правильной техники является первоочередным в тренировочном процессе. Прежде, чем делать упражнение с большим весом, особенно это касается базовых упражнений, нужно изучить технику и отточить ее до идеала. Для предупреждения травм плечевого сустава и любого другого – это правильное сочетание техники выполнения и скорости выполнения движения.

Ощущение дискомфорта в суставах и мышцах плечевого сустава может быть вызвана слабой подвижностью и отсутствием естественной гибкости, которые могут сопровождаться опущением грудной клетки и сутулостью. В таком положении выполнять упражнения не стоит, так как это повышает риск получения травм, от мелкой до более серьезной.

Во избежание получения травм плечевого сустава нужно постоянно развивать его гибкость. Каждый раз перед тренировкой, обязательно нужно делать разминку с акцентом на суставах. А при наличии проблем с плечами, нужно использовать разогревающие мази перед тренировкой и постоянно держать сустав в тепле, например, одевать теплые кофты или же использовать специальные бандажи.

Для развития гибкости в плечах и соблюдения естественного положения грудной клетки, можно с начала тренировки выполнять специфические упражнения на растяжку. Например, провисание под тяжестью собственного тела в дверном проеме или между широкими стойками. Суть упражнения: упираетесь в стену руками на уровне грудной клетки, корпус нужно подать немного вперед. Удерживать такое положение нужно около 15-30 секунд, после чего нужно плавно выйти из этого состояния. Такую процедуру повторяем несколько раз. Чтобы достичь максимального эффекта растяжки, нужно грудь приподнять вверх и соблюдать ровное протяжное дыхание на протяжении всего подхода. Недопустимо делать задержки дыхания.

Наиболее травмоопасными будут все упражнения, которые заставляют работать плечевой сустав в максимально большой амплитуде.

Чаще всего это:
Жим штанги в любом положении (сидя или стоя) из-за головы;
Отжимания на брусьях с лишком глубокой амплитудой;
Тяга штанги к подбородку;
Тяга блока за голову;
Подтягивания на турнике за голову.
К этому списку можно добавить жим штанги лежа, людям, у которых чрезмерная сутулость.

Во избежание опасности получить травму при выполнении всех этих упражнений, нужно развивать гибкость и подвижность плечевого сустава. При недостаточной гибкость не использовать больших амплитуд выполнения с очень большими весами. Перед выполнением каждого такого упражнения, необходимо досконально изучить их правильную технику, используя при этом легкие веса. Возможно, вначале нужно будет брать даже не пустой гриф, обычную деревянную палку, с которой начинают свои тренировки все тяжело атлеты. Поверьте, эти ребята хорошо знают как тренировать с большими весами. Доведенная до безупречности техника, позволит не только избежать травм плечевого сустава, но и получить максимум пользы от выполнения упражнения.

При появлении неприятных и болезненных ощущений в любом движении, то следует прекратить использовать это упражнение, заменив его на более подходящий аналог. И нужно внимательно отнестись к растяжке. При занятии ее не должно возникать болезненных ощущений.

Относительно отдельных упражнений, то советую пристально изучить технику их выполнения, возможно даже поискать руководство, а лучше посоветовать с тренером. Лично мне сильно помогли советы тренера. Например, в приседаниях со штангой мне сильно помогли советы тренера. Даже после пары занятий с ним, я смог улучшить технику в упражнении, которое я в принципе не делал раньше, а заменял его успешно становой тягой.

Так вот, в жиме штанги из-за головы гриф не должен опускаться ниже средины затылка. При отжиманиях на брусьях, в нижнем положении угол сгибания локтевого сустава должен быть 90 градусов. Если продолжать опускаться ниже, будет происходить чрезмерное растяжения всего плеча, при этом результативность упражнения не вырастет. При выполнении тяги штанги к подбородку не стоит делать резких рывковых движений. Это замечание касается всех упражнений, особенно при использовании больших весов.

Читайте так же:  Про артроз коленного сустава

Случаются травмы, причиной которых становится слабость вращателей плеча – мелких мышц плеча, главной функцией которых является вращение плечевой кости перпендикулярно своей центральной оси. Риск перегрузить эти мелкие мышцы очень велик при работе с большими весами, потому что такое вращение происходит во всех целевых упражнениях. Для предотвращения и устранения растренированности мышц вращателей нужно время от времени выполнять пару специфических упражнений на них. Таких упражнений достаточно много и информацию о них можно найти в сети, но сделать это не так просто. Видео на этой странице описывает и наглядно показывает эти упражнения, советую к просмотру и применению. Главная особенность таких упражнений является то, что они выполняются с гантелями малого веса так как они направлены на точечную проработку вращателей плеча.

Если у вас возникают болевые ощущения в плечевом суставе на протяжении длительного времени, то стоит обратиться к специалисту. Самолечением заниматься я не рекомендую, особенно это касается бесконтрольного приема противовоспалительных препаратов, многие из которых токсичные. Для лечения травмы плеча может понадобиться прохождения курса физиопроцедур. Игнорирование симптомов перегруженности плечевого сустава может привести к потере функциональности на срок от нескольких недель до нескольких месяцев. Сами понимаете как это может отразиться на тренировочном результате. Будьте внимательны к сигналам своего тела и вас ждет успех.

Источник: http://sport-51.ru/article/physiology/9083-ustranjaem-problemy-s-plechevymi-sustavami.html

Специфические проблемы плечевого сустава у танцоров

Джозеф С. Хавилер

Медицинский взгляд на танцы и тренировки

Какими качествами должен обладать танцор,

Как его должны обучать.

Как он должен учиться,

Как приумножать свои силы,

Я поведаю вам об этом,

Дабы показать, что Танец не из тех искусств,

Преуспеть в которых можно без усилий.

Танец — вершина всех культур.

В ходе карьеры балетному танцору иногда требуется помощь извне, от людей, которые благодаря большим знаниям и опыту могут выслушать, дать совет, принять решение незаинтересованной стороны с максимально возможной объективностью. Может быть, именно это подтолкнуло моего друга Джозефа Хавилера к написанию книги. Обычной книги, написанной в области, где пробовали себя многие врачи, но лишь немногие смогли разобраться потому, что необходимые в этой сфере знания об опорно-двигательном аппарате выходят за рамки изложенного в учебниках по анатомии и медицине. Независимо от статуса — студент или профессор — танцору нужно постоянно максимально контролировать во многих отношениях уязвимую опорно-двигательную систему. Для определения различных границ толерантности по отношению к телу танцора, для предотвращения или лечения травм врачу-специалисту необходимо использовать особенный подход, который заключается в любви к балету.

У Джозефа Хавилера есть эта страсть и зачарованность способностью человека динамично выразить себя. Более того, прекрасные дружеские отношения с танцорами, как преподавателями, так и студентами, позволили ему проникнуть в сокровенную суть танца. Назвав танцы «священным огнем», он утвердил себя знатоком этой сферы. Пусть эта книга, труд всей его жизни, вдохновляет еще многие поколения танцоров и энтузиастов.

Профессор Норберт Гшвенд, Клиника Шульца. Цюрих, июнь 1995

Позвольте мне как врачу и хирургу-ортопеду в нескольких словах представить свою книгу. Проработав последние 25 лет ортопедом-консультантом, я вплотную столкнулся с проблемами, возникающими у танцоров. Вопросы медицины относительно подготовки профессиональных танцоров стали частью моей роботы. В книгу я также включил современные проблемы обучения балету, с которыми познакомился, консультируя преподавателей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, я хотел бы посвятить эту книгу всем преподавателям балетного искусства, которые стремятся донести до молодых людей все лучшее в своей ответственной работе. Также я посвящаю ее всем танцорам с пожеланиями танцевать долгие годы в добром здравии.

Для начала я бы хотел обратить внимание читателей на несколько важных моментов. Эта книга, содержащая практические и полезные знания о человеческом теле, напрямую связанные с работой танцора, предназначена для преподавателей балета, профессиональных танцоров и студентов. Я бы хотел помочь танцору управлять его главным средством выражения — его телом. Книга должна послужить мотивом к овладению знаниями о строении и функциях своего тела. Она поможет понять причины и следствия травм и то, как избежать их. Просто поразительно, как много танцоров до сих пор не владеют этими знаниями. Проблемы начинаются, когда многим разрешают приступить к занятиям без предварительного медицинского исследования типа телосложения и возможностей опорно-двигательной системы, а это, безусловно, необходимо в такой профессии. А ведь в других профессиях прохождение исследовании разумеются сами собой.

Книга также предназначена для интересующихся этой сферой врачей. Она поможет разобраться, сможет ли молодой человек стать профессиональным танцором, и понять причины травм, с которыми танцоры обращаются к врачу.

Особо мне бы хотелось привлечь внимание читателя-медика к библиографии, где он сможет найти больше тематической информации.

То, что танцор может получить травму на работе, не служит подтверждением тезиса о «не природности» балета, но подтверждает, что либо танцор потребовал от своего тела несовместимого с его физическими возможностями, либо танцора неверно тренирован. Если профессиональный танец, а чаше профессиональный классический танец, исполняется правильно обученным танцором, который обладает соответствующими физическими возможностями, танцевальные движения гармонируют с индивидуальностью его тела, не становясь при этом причиной травм. Однако если тело заставляют исполнять движения, к которым оно не приспособлено, это будет противоречить его природе. Тогда профессиональный танец перестает быть естественным для танцора.

Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что в данной работе речь идет о профессиональных занятиях танцами. Те, кто занимается исключительно для себя, конечно, могут заниматься для удовольствия или пользы, даже если не обладают необходимыми физическими данными. В таком случае физические возможности имеют определенные границы, которые должен знать и учитывать преподаватель танцев.

Из-за возросшего интереса к танцам за последние годы увеличилось и количество медицинской литературы, посвященной анатомическим особенностям тел и патологиям, встречающимся у танцоров. Эти работы могут представлять интерес для ученого, но в большинстве своем авторы имеют очень скудное преставление о жизни танцоров и работе в балетном классе. Такие книги не уделяют внимания вопросам связи патологии с ее причиной, а это особая проблема, кроющаяся в технике исполнения. Вряд ли такие книги помогут танцору в решении проблем. В отличие от других в моей книге прослеживается связь между ошибками в технике исполнения танца и патологическими изменениями в теле танцора. Читатели, которым необходимо более детальное рассмотрение затронутых проблем именно в связи с занятиями танцами, могут обратиться к общедоступным учебникам по анатомии, биохимии и спортивной медицине.

Читайте так же:  Руки изменились суставы

Из большого количества имеющихся материалов я отобрал то, что составляет основу для танцоров и обучающихся студентов и тесно связано с ежедневными занятиями и тренировками танцоров. Целью моей книги является дать доступные и полезные знания. Цель эта может быть достигнута только при детальном овладении информацией. Например, я описываю не все мышцы, участвующие в определенном движении. С точки зрения анатомии, это неточное и неполное описание, но мне оно представляется более разумным, так как информация будет понятна танцору. Он будет точно знать, какие основные мышцы (и другие ткани) участвуют в движении: какие он может и должен использовать в полную силу, а какие осторожно, так как они могут быть повреждены при неправильной технике исполнения.

Терминологический аппарат данной работы не имеет строгой научной систематизации. В разделе «Анатомия» я старался, насколько это было возможно, не загружать читателя латинскими терминами. Вместо них используется обычное объяснение, а латинские термины подаются в отдельных случаях в скобках. Терминологический аппарат составлен согласно работе Keilh L. Moore. Clinically Oriented Anatomy, Williams & Wilkins, Baltimore, 1980.

Так как моя книга предназначена для преподавателей балета, студентов и танцоров, я надеюсь, что читатель будет знаком с основной балетной терминологией. Мои пояснения относятся к профессиональным танцам вообще. Если, несмотря на это, обращения к классической школе особенно подробны, это имеет практические цели. Во-первых, классическое обучение рассматривается неклассическими стилями как важная составляющая профессиональных занятий для обретения телом необходимой формы. Поэтому подход к этим занятиям особо требовательный. Во-вторых, у большинства классических танцоров возникают проблемы с телом из-за того, что почти все без исключения танцуют профессионально по многу лет.

Источник: http://www.litmir.me/br/?b=570265&p=11

udance

Человеческое тело состоит из 206 костей, 600 мускул, бесчисленного количества нервов, связок и сухожилий, так что для танцора практически невозможно избежать травм.

Острые травмы, такие как внезапное растяжение связок или перенапряжение мускул происходят внезапно. Вы можете спокойно танцевать, а в следующую минуту упасть от боли на паркет. Хронические проблемы, такие как тендонит, развиваются от многократного перенапряжения в течение долгого времени, а потому принимать какие-то меры необходимо заблаговременно.

Многие мировые танцевальные сообщества уделяют особое внимание профилактике травм, например, Балет Нью-Йорка и Балет Питтсбурга проводят образовательные семинары по сокращению травм и специальное медицинское обучение для труппы, перед началом каждого сезона.

Стоит отметить, что тема травмирования танцоров слишком широка, а потому мы рассмотрим только пять наиболее часто встречающихся у танцоров травм.

Немногим танцорам удается избежать вывиха лодыжки. Согласно доктору Уильяму Гамильтону — ортопедическому консультанту Балета Нью-Йорка, американского театра Балета, и Школы американского Балета, растяжения связок лодыжки — наиболее распространенная острая травма в танце.

Степень тяжести данного вида травм варьирует от легкой до тяжелой, все зависит от того, насколько сильно были повреждены связки. При легком повреждении, лодыжка опухает, но при этом можно ходить, чувствуя незначительную боль.

При более серьезном повреждении лодыжка не только опухает, но и образуется синяк, и из-за боли ходить проблематично. При серьезных травмах, лодыжка нестабильна в своем положении, невозможно ходить.

Также стоит отметить, что данная травма имеет тенденцию случаться несколько раз в жизни одного и того же человека. Отличительной особенностью травмы лодыжки является сильная опухоль, делающая лодыжку похожей на «воздушный шар».

К счастью, опухоль можно уменьшить и в домашних условиях, для начала нужно запомнить: растяжение лодыжки лечится холодом, а не теплом. Первые двенадцать часов после растяжения лодыжки (не надо откладывать визит к врачу) следует поднимать ногу, и прикладывайте к ней в области растяжения емкость со льдом на пятнадцать минут каждый час.

Очень важно прикладывать лед каждый час на протяжении первого дня. Многие знают о необходимости охлаждения при растяжении, но у них не хватает терпения на то, чтобы самостоятельно лечиться.

Лед контролирует отек, уменьшая приток крови к поврежденному участку. Однако важно держать лед не более двадцати минут подряд, так как после этого кровеносные сосуды начинают расширяться, пытаясь увеличить кровоснабжение.

Охлаждая ногу, ее следует приподнимать. По возможности после повреждения, ногу стоит держать приподнятой на протяжении двадцати четырех — сорока восьми часов. Также, необходимо учесть, что сжатие стабилизирует лодыжку, позволяя передвигаться с меньшей болью, а потому, стоит постоянно находиться в хорошо фиксирующей повязке.

После того как будет снят сильный отек, необходимо начать программу физиотерапии, которая может состоять из упражнений, растягивающих пяточное сухожилие и электрогальванической стимуляции, предназначенной для того, чтобы снять остаточный отек.

В зависимости от тяжести растяжения, отек и боль способны держаться от двух недель до трех месяцев. Также стоит проконсультироваться у лечащего врача, как скоро и в каком объеме можно увеличивать нагрузки на лодыжку.

Травмы колена также очень распространены, степень тяжести может быть как легкой, так и серьезной, например, разрыв хряща или повреждение мениска.

Помимо обычных травм мышц и суставов, у танцоров увеличен риск приобретения травм мениска, ввиду постоянных вращений, приседаний и выполнения элементов на корточках.

Сначала, серьезность травмы, может быть, определить проблематично, так как у большинства танцоров пониженный болевой порог, а явных симптомов повреждения (таких как у открытых ран) может и не быть.

В случае повреждения, Вам следует предпринять те же действии, что и при растяжении связок и незамедлительно обратиться к врачу. При выборе метода лечения принимается во внимание ряд факторов, в частности размер и область разрыва, степень болевого синдрома, возраст, уровень активности, предпочтения вашего врача и время, когда произошла травма.

• Неинвазивный метод, который включает отдых, применение льда, холодных и теплых компрессов, удерживание колена в приподнятом положении и физиотерапию. Также можно временно использовать коленную шину.

• Хирургический метод, чтобы соединить разорванные участки мениска.

• Частичная менискэктомия – удаление поврежденной области.

• Полная менискэктомия, при которой мениск полностью удаляется. Операция проводится крайне редко ввиду повышенного риска развития остеоартрита коленного сустава.

По возможности, чтобы избежать крупных разрезов в колене, при оперативном лечении мениска используется метод артроскопии, при котором, как правило, спортивная трудоспособность восстанавливается уже через 3-4 недели после операции. Менискотомия, выполненная с помощью артроскопии, является значительно менее болезненной, и уже на второй день после операции больной может наступать на ногу.

Травмы подколенного сухожилия

Танцоры используют подколенное сухожилие почти при каждом движении нижней частью тела. Плотность нагрузок — главная причина травмы подколенного сухожилия у танцоров, хотя существуют и другие факторы, включая структурные асимметрии, такие как изогнутый таз, и неустойчивость силы мускул.

Читайте так же:  Продукты восстанавливающие хрящевую ткань суставов

Многие молодые танцоры испытывают эту неустойчивость во время всплесков роста, когда они временно теряют гибкость, силу, и баланс. Если подобное происходит, молодым танцорам следует прекратить, на время, занятия, пока не стабилизуется их рост.

Что касается травмирования, то в результате растяжения или частичного разрыва сухожилия, может присутствовать ограничение работоспособности сухожилия, что вызывает боль при движениях.

Сухожилие может порваться и полностью, приведя к мгновенной потере его функции. Конечно, это сопровождается сильной болью и неспособностью нагружать ногу. Разрыв может случиться и при небольшой нагрузке, если прежде сухожилие было неоднократно травмировано.

Когда сухожилие разрывается полностью, вам необходимо обратиться за квалифицированной помощью. Сухожилие необходимо лечить в больнице, и начать делать это следует как можно скорее после получения травмы, также стоит учесть, что ногу необходимо сохранять как можно более неподвижной.

Для профилактики растяжения подколенного сухожилия, следует делать простое упражнение:

Лечь на пол перед проемом двери, вытянуть левую ногу поперек порога, правую поднимать на стену (ногу в колене не сгибать!). Напрячь правую ногу, задержать в таком положении на 30 секунд. Данное упражнение следует повторять несколько раз, чередуя ноги.

Весьма распространенная и чрезвычайно болезненная травма – повреждение четырехглавой мышцы бедра в результате удара, что часто случается в танцах. При этом происходит внутримышечное кровоизлияние, и мягкие ткани становятся напряженными, а поверхность бедра твердой на ощупь.

Также танцоры часто сталкиваются с травматическим вывихом бедра. Лечение заключается в обезболивании, вправлении, кратковременной фиксации и функциональной терапии. Реабилитация после вывихов и мышечных разрывов бедра включает в себя курс физиотерапии, лечебную физкультуру, массажи и применение мазей местного воздействия.

Часто танцоры, испытывая ограничение в движениях из-за локальной боли в спине, пугаются, боясь, защемления нерва. В то время как трудно точно определить причину этой боли, возможными причинами для проблем с позвоночником могут быть усталость, гиперподвижность, сколиоз, неравенства длины ног, и эмоциональное напряжение. Самые серьезные случаи сопровождаются интенсивными судорогами – защитным сокраением мускулатуры.

Если Вы начали испытывать дискомфорт и боль в позвоночнике при движениях, Вам следует незамедлительно обратиться к врачу. Так как расслабляющего массажа и теплой ванны может быть недостаточно.

Источник: http://www.udance.com.ua/publ/pjat_naibolee_chasto_vstrechajushhikhsja_travm_u_tancorov/3-1-0-142

«Зоны риска» в здоровье танцора

Будущие и действующие танцоры, аккуратней! Главными «местами риска» для вас являются спина и колени. Неверное движение — и если не сейчас, то лет в 50 оно напомнит о себе ортопедическими матрасами, поясами из овечьей шерсти и умением предсказывать погоду по собственным суставам. Это меньшее, чем может обернуться травма на танцполе.

Вот хит-парад популярных среди танцоров травм. Здесь не только колени и спина, но эти части тела особенно уязвимы и наиболее опасны в плане последствий. Это неудивительно: коленный сустав считается самым сложным и крупным в организме человека, на него приходится огромная часть нагрузок. А всю важность и сложность спины (точнее, позвоночника) вы понимаете сами. Чтобы не пугать сильно, скажем, что всего этого можно избежать. Лучшие способы профилактики ждут вас ниже. А пока что травмы:


Травма коленного мениска. Потеря контроля за ногами во время танца, неправильно выполненное движение, неудачное приземление может порвать хрящик, выполняющий роль амортизатора колена (по-другому, мениск). Это самая популярная болезнь танцора.

Напряжение шеи. Легко звучит, но его предпосылки – повреждение сухожилий. Если в выбранной вами разновидности танцев есть много движений головой, то стоит заранее подумать о профилактике, и побольше разминать шею перед тренировкой;

Тендинит вращательной манжеты плеча. Это воспаление или дистрофия ткани сухожилия. Возникает у людей, которым много приходится двигать руками над головой.

Растяжение внизу спины и мышечные спазмы. Основная причина этих недугов – неправильная техника. Внимательней относитесь к словам тренера.

Синдром илиотибиального тракта или «колено бегуна». Воспаление и размягчение коленного хряща. Возникает у людей, которые много занимаются бегом или имеют большие нагрузки на колени (конечно, это танцоры).

Надколенно-бедренный болевой синдром. Возникает, опять же, из-за больших нагрузок на коленную чашечку. Боли в коленях свойственны не только спортсменам, но и просто активным людям.

Тендинит задней большеберцовой мышцы. Это растяжение внутренней мышцы голени. Болит, правда, пятка и стопа. Частенько такой тендинит приводит к развитию плоскостопия.

Тендинит ахиллова сухожилия. Ахиллово сухожилие соединяет пятку и мышцу икры. А болезнь зависит от пола и нагрузок на икроножную мышцу. Здесь поможет правильная обувь.

Боковые растяжения связок лодыжек. Предпосылки – неправильные движения. Еще одна болезнь, с которой может справиться фиксирующая обувь и эластичные повязки.

Чтобы в 50 лет не стать ворчливым прогнозом погоды, запаситесь терпением на тренировках и никогда не пренебрегайте этими вещами:

Разминка

Святая святых каждого спортсмена. Даже если вам кажется, что вы сегодня отходили по городу десяток километров и прекрасно размялись вне спортзала – это не так. Ваша шея могла и не заметить этих десяти километров. И она очень удивится, если вы без разминки начнете упражняться в танцах. Растяжение мышц и связок – непременный спутник тех горе-танцоров, которые забывают о разминке.

Профессиональный тренер

Первые танцклассы всегда посвящены правильной постановке корпуса и технике безопасности. И это – самая главная подстраховка от многих травм. Если тренер не сможет правильно и убедительно объяснить все технические тонкости, то это обернется большими проблемами. Всегда изучайте рекомендации и прошлый опыт преподавателей и не идите на поводу исключительно у рекламы.

Избегание дерганных и резких движений

Даже у профессиональных танцоров кажущиеся резкими движения отточены и выполнены в строгом соответствии с техникой безопасности. В начале тренировок не стоит ими увлекаться. Лучше во всем слушать тренера.

Спортивная форма и обувь

Подбирайте одежду и обувь в зависимости от рода деятельности. В какой-то момент простые кеды перестанут справляться с нагрузками на ноги и потребуются фиксирующие повязки и профессиональная обувь. А неправильно выбранная одежда просто может мешать выполнять движения и привести к неосторожным движениям.

Посещения врача

Никакая профилактика не заменит добротного осмотра у врача. Скольких старческих болезней можно избежать, если регулярно ходить на приемы в молодости! Это касается не только танцоров.

И напоследок совет, уже набивший оскомину: держите ноги в тепле, а голову в холоде. Чтобы не бросаться в погоню за минутными достижениями и беречь себя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://us-ds.ru/articles/zony-riska-v-zdorove-tancora/

Специфические проблемы плечевого сустава у танцоров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here